.::Закрой глаза и смотри::. (seagull_gull) wrote in middle_east_ru,
.::Закрой глаза и смотри::.
seagull_gull
middle_east_ru

Монастырь Феодосия Киновиарха, друга Саввы Освященного

С монастырем св.Феодосия Киновиарха меня связывает личная, отчасти даже мучительная история. А все дело в том, что часы работы монастыря, хоть и вывешены у его ворот, но исключительно для проформы. Более пяти раз я приезжала сюда и каждый раз в лучшем случае натыкалась на просто закрытые ворота и гробовую тишину, а в худшем -  на захлопывающую перед моим носом дверь монашку с просьбой приходить как-нибудь потом.

Каждый следующий "потом" был неудачным - монастырь был еще закрыт, монастырь был уже закрыт, праздник, пост, неприемный день, плохая погода и т.д. Гонки за ним продолжались, в основном, по пути следования либо в Вифлеем, либо в Мар Сабу, так что этот постоянно закрытый промежуточный пункт назначения не приносил мне большой печали, однако всегда был своеобразной красной тряпкой.

Некоторое время назад (все не было времени написать о нем раньше) мне таки удалось пробить эту неприступную стену и то, каким-то чудом - это был канун Рождества, естественно, монастырь был закрыт, все разъехались и приходите "потом". Но мой жалостливый вид смягчил сердце привратника, и меня пустили вовнутрь. К счастью, я была там единственным посетителем и других не предвиделось. Перед входом в главную церковь висела большая табличка "фотосъемка запрещена", но день явно задался и нам удалось договориться.




Как и многие отшельнические монастыри Иудейской пустыни, монастырь Феодосия Киновиарха подвергался неоднократному разрушению вначале во время мусульманского завоевания, а затем, в XVI веке был разрушен турками. Только в 1898 году Иерусалимская патриархия выкупила этот участок земли и занялась реконструкцией обители, которая затянулась аж до середины XX века. Сегодня это греко-ортодоксальный женский монастырь, находящийся в подчинении Иерусалимской патриархии.

Феодосий Великий, известный также как Феодосий Киновиарх, был первым монахом-отшельником Палестины, основавшим здесь монастырь общежительного типа - киновию. Феодосий родился в начале V века в Каппадокии и в середине того же века приехал на Святую Землю, где сотворил немало чудес и совершил огромный вклад в развитие монашества. Феодосий, приехав в современный Израиль, путешествовал по нему то там, то здесь, пока не решил остановиться в пещере около Вифлеема, в которой ночевали те самые волхвы, пришедшие к новорожденному Иисусу Христу. Вскоре вокруг Феодосия собралось столько монахов, что они уже не умещались все в пещере, и тогда святой решил расширить жилплощадь.

В "Житие преподобного отца нашего Феодосия Великого" Дмитрий Ростовский так описывает момент основания киновии: "…он обходил места, которые казались более удобными для построения монастыря. Он прошел далеко по пустыне и с теми же невозгорающимися и холодными углями в кадиле достиг места, называемого Кутилла, и берегов Смоляного озера. И когда увидел, что угли не загораются… то вознамерился возвратиться в пещеру. Когда он возвращался, и пещера была уже недалеко из кадильницы внезапно вышел благоухающий дым, ибо угли сильно разгорелись". Именно на этом месте Феодосием и был основан одноименный монастырь, который сегодня, после восстановления, по моему мнению, является одним из самых красивых во всем Израиле.



Христианский фишай.
Декор интерьеров монастыря подобран изысканно и со вкусом.













Умер Феодосий в солидном даже по нынешним меркам возрасте - на 106 году жизни, в 529-532 гг. К тому времени в его монастыре проживало более 400 монахов. Ко смертного одра святого святого собрались самые почтенные деятели христианства того времени. Среди них  и Савва Освященный, который еще при жизни Феодосия был его лучшим товарищем и подельником. Дружили они до такой степени, что мать Саввы похоронена именно здесь, в монастыре Феодосия Киновиарха (у себя в Мар Сабе Савва похоронить Софию никак не мог, так как на территорию монастыря не пускали даже собак-сук, не то, что чьих-то матерей).



Ну вы поняли.





Святой Феодосий, помимо своей чудотворной деятельности, также занимал значимые посты. В конце V века он был назначен патриархом Иерусалимским Салюстием  архимандритом всех палестинских киновий (общежительных монастырей) за что и был прозван Киновиархом.



Я люблю места малого скопления туристов за их некую еле уловимую "одомашненность".  Такое ощущение, что каждый его постоялец одолжил у бабушки какую-то ценную вещь и принес сюда в напоминание о доме. Вот например эта люстра вызывает у меня исключительно домашние ассоциации. У моей бабушки в Киеве висит как раз похожая.









Эта милая бабушка долго рассказывала мне свою историю приезда в монастырь. По английски она еле-еле говорит, я по-румынски и гречески не говорю совсем, так что мы изъяснялись на смеси жестов, мимики и английского. Она не только позволила мне фотографировать, провела по всему монастырю, не поленилась сходить за ключом, чтобы открыть пещеру, включить рубильником свет и попытаться даже что-то пояснить, но и угостила карамельками.
Потом, когда я уже собиралась уходить, невольно стала свидетельницей крайне неприятной сцены: монастырская монашка накричала на бабушку (очевидно,у  нее статус ниже) за ее праздношатание, ткнула ей в руки таз с выстиранным бельем для развешивания и отправила куда-то в подсобку.  Неприятно было еще и то, что, очевидно, я стала одной из причин монастырской разборки и старушке попало ни за что.







Похоронен Феодосий Киновиарх был в своей родной пещере трех волхвов. Там же покоится мать Саввы Освященного София, мать святых Космы и Дамиана Феодотия, святая Евфросиния, святой Иоанн Мосх и другие знаменитые сподвижники того времени.

Игумен Даниил в своем труде "Житие и хождение игумена Даниила из русской земли", в котором он описал основные околоиерусалимские православные достопримечательности, в том числе Сент-Джордж и другие, пишет: "А от Иерусалима до Феодосиева монастыря верст шесть. Тот монастырь на горе обнесен оградой и виден от Иерусалима. И там есть пещера большая посреди монастыря, в которой волхвы ночевали, когда избегали Ирода. И там ныне лежит святой Феодосии, и многие святые отцы там лежат; мать святого Саввы в той пещере лежит, и Феодосия мать тут лежит".

Вот что здесь написано по-гречески: "Гробница отца нашего Феодосия Киновиарха".



Эта надпись на синей табличке гласит о месте упокоения Феодотии, матери святых Космы и Демиана.



Общий вид на одну из самых знаменитых пещер Палестины. Она довольно большая и состоит из нескольких залов. Отремонтированы только часть из них. Некоторые забиты решетками, некоторые - в разрушенном состоянии.





Вот что пишет архимандрит Леонид (Кавелин) о лавре преподобного Феодосия в своем небезызвестном труде "Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника": "В конце XI столетия, за пятнадцать лет до завоевания Иерусалима Саладином, в последние годы рыцарского королевства, посетила Иерусалим русская княжна, смиренная игуменья Полоцкого девичьего монастрыря Св. Евфросиния. Чувствуя приближение своей кончины, она послала в лавру Пр. Саввы просить архимандрита и братию, чтобы дал ей место на погребение в их обители; но они отказали, говоря: «заповедь имеем от святого отца нашего Саввы, чтоб никогда не погребать жен в его обители; но есть близ нас Феодосиев общежительный монастырь Пресвятыя Богородицы, в коем многие жены покоятся: там и мать святого Саввы (София) и мать святого Феодосия (Евлогия) и мать святого бессребреника Феодотия, и иные; посему и богоугодной Евфросинии прилично быть там положенной». С честью была погребена княжна русская в обители Пр. Феодосия в паперти церкви Пресвятыя Богородицы 23 мая 1173 года, но впоследствии святые мощи ее были перенесены в Киев, где и почивают поныне в пещерах. Дальнейшие судьбы обители Феодосиевой неизвестны: вероятно, она запустела одновременно с Саввинской лаврой в конце XIV или в начале XV столетия и уже более не восставала из развалин.
Я пробовал проникнуть в святую пещеру, но обвалившиеся своды невдалеке от входа не позволили проникнуть в ее глубину, и никаких следов святыни уже не видно в уцелевшей ее части; самая пещера на половину своей высоты засыпана землею,— это можно заключить из сказанного в «Духовном Луге» в житии старца Христофора, который, спускаясь ежедневно в эту пещеру для молитвы, творил коленопреклонения на каждой из восемнадцати ступеней ее лестницы, тогда как теперь ее спуск едва составляет две-три ступени. Вокруг пещеры сохранились только основания бывших зданий и ограды, а в наиболее уцелевших местах бедуины устроили свои закрома, для сбережения хлебных запасов."







Под шиферным навесом во дворе хранятся археологические артефакты, что большая редкость для местных монастырей.











N.B.: к сожалению, в связи с нынешней политической ситуацией в стране легальный проезд к монастырю для израильтян невозможен. Находится он в деревне Абадийя, около Вифлеема - гадкое место во всех смыслах этого слова.


Бонус: он же чуть больше года назад.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments