Путевой блокнот (maya_cooks) wrote in middle_east_ru,
Путевой блокнот
maya_cooks
middle_east_ru

Жертвоприношение в городе тысячи ворот.

Месяц назад меня взяли « на слабо» . «А слабо пойти в Меа Шеарим посмотреть на обряд Капарот?» — спросила Эйнат в фейсбуке. Слабо? Мне? Да никогда!




Чтоб вы поняли, проблем тут целых две: во-первых, прогулка по кварталу Меа Шеарим не то, чтобы очень опасна, но могут кинуть яйца, гнилые помидоры или использованные подгузники. Были прецеденты со стаканчиком воды и йогурта. Чтобы этого избежать, одеваемся соответствующим образом. В таком виде я вполне сойду за религиозную поселенку, но жителей этого квартала не обманешь, за своих нас не примут, но хоть яйцами не закидают, и то хлеб.

Во-вторых, обряд проходит очень рано утром. Чтобы успеть его посмотреть, надо быть на месте к 6 утра, выехать еще до пяти, а значит, встать в 4 утра.
Встать в полседьмого утра на работу – тяжело, а проснуться в 4 утра в свой выходной, чтобы успеть посмотреть интересный обряд? Не вопрос!




В результате, приехали мы в Иерусалим, еще затемно. Переоделись. Точнее сказать – преобразились. С телефоном в руках, вместо зеркала.




Убедились, что все в порядке.
Прошли по еще темной Эфиопской улице.




И вот, мы уже у входа в Меа Шеарим.
Прошлись по узким, грязным улицам.




Я думала, здесь вообще не убирают, и оказалась не права. Где-то в семь утра появились уборщики от мэрии. Так что днем, возможно, уже было чисто.
Прошли через проход – один из 6 входов в квартал.




Каких-то полвека назад они еще закрывались на ночь. Ибо свои к этому времени должны быть дома, а чужим здесь не место.
Собственно, необходимость закрывать ворота была заложена при строительстве. Конрад Шик, проектирующий этот район в конце 19-го века, учел, что район строился в чистом поле. Тогда стены были защитой от нападения разбойников. Большая часть населения все еще проживала в тесноте старого города.
Меа Шеарим создавался как автономная община, такая же, как в восточной Европе.




Специальная комиссия создала правила, регулирующие жизнь в новом квартале. И люди жили по этим правилам, даже когда город окружил Меа Шеарим со всех сторон. Со временем жесткие религиозные правила вынудили светскую молодежь покинуть квартал, чтобы никогда сюда не вернуться. Старики – родители остались в родных домах, но, когда они умирают, квартиры продают, причем, по астрономическим ценам, так как население растет быстро, а пространство ограничено.

Собственно именно этот факт заставил меня задуматься: вот эти деревянные конструкции наверху – это временные пристройки – сукот, приготовленные к празднику, или постоянные, из-за нехватки места для проживания?




Впрочем, это я преувеличила. Пальмовые ветки на крышу уже продаются вовсю.




Только, прежде, чем покрывать крышу пальмовыми ветвями, надо пережить Судный день, а в этом районе к нему относятся серьезно.

Я и раньше знала, что называть Кипур – Судным днем — неправильно. Судят нас перед Новым годом. А потом есть неделя на извинения и искупления. Вот день Искупления – это в самый раз.
Посмотреть на обряд искупления – Капарот, мы и пришли на рынок Меа Шеарим. Весь рынок – один квартальчик. Зато живой. И вот в этом оживленном квартале я почувствовала себя прозрачной. Меня никто не видит. Я просто не существую.

Вон тот мужчина а жилетке и в гольфах продает кур.




При этом сам он кур не касается, только денег. За деньги выдается талончик, заплативший идет сам выбирать белую курицу.
Выбирает тщательно, тут явно есть какие-то критерии. Вот отец учит сыновей, как правильно выбирать птицу.





А вот эти уже выбрали. И тут же, на месте, читают псалом




(текст, для удобства, развешен на заборе), трижды крутят петуха над головой и становится в очередь к резнику.




Я принадлежу к большинству, которое обряд капарот не приемлет. Считаю его варварским. При этом, я сама его ни разу не видела., так что судить и права-то не имею. Вот теперь посмотрела, и, главное, почитала отрывок, вывешенный на стене. Мое мнение изменилось. Нет, крутить кур над головой я, по-прежнему, считаю средневековым варварством, а вот пожертвовать деньги вместо кур – вполне легитимно. Вот только не знаю, стоит ли крутить банкноты вокруг головы…

Насмотревшись на это действо,



идем дальше, посетить самую старую пекарню за пределами стен Старого города. Открытая в 1896 году, пекарня в данный момент как раз оказалась закрыта на ремонт. Так что мы пошли к их конкурентам, открывшимся на 15 лет позже. Их халы тоже посылают самолетами в Америку накануне шабатов и праздников.




Выпечка у них чудная, булочки и пироги с пылу-жару, плетеные вручную могу смело рекомендовать. А вот кофе у них брать не рекомендую: хуже, чем на заправке.
Кофе я все-таки выпила, хоть и с трудом, другого купить негде. И пошли мы дальше по району, заглядывая в переулки. Вот тут живут варшавские хасиды, а тут гурские. Или наоборот?
Я только знаю, что одежда у них разная, а у кого гольфы белые, а у кого черные? Кто ходит в черных кафтанах, а кто в полосатых, да еще и полоски разные… Нет, это не для меня.



Мы просто гуляли, смотрели по сторонам. Мимо нас шли семьи или мужчины с детьми. С покупками тоже мужчины. Женщин было мало, что понятно, женщины сейчас у плиты.
Просто мужское царство. И – да, век 19-й. Вот, как было, когда построили, вот так и живут.

Электричество и воду провели, конечно. А вот интернета – нет, и не будет. А вот и объявление:




«Тут нет компьютеров и никаких устройств, ловящих интернет или фильмы» Вот как. А то, что наверху, сообщает, что счастливая жизнь может быть только без интернета и кино. А вот справа продают «еврейские» сотовые телефоны, без интернета. И не спрашивайте, что они делают, чтобы сотовый интернет не ловил.
И вообще, зачем человеку интернет? Нужны новости? Подойди к стене, там все написано: и у кого свадьба скоро, и куда пойти, а также, где какие скидки.




А еще в квартале до сих пор есть глашатай: машина с рупором едет, да объявления важные вещает. Сама видела.
Вот идем мы по улицам, смотрим по сторонам, и говорим. О религии, истории и обычаях. О каббале и снова о религии. И об истории религии. О том, что обычай капарот возник сравнительно недавно, до 6 века о нем даже не упоминают. И почему каббалу не изучают в школе или иешиве, которые тут на каждом углу.



Мы останавливаемся то тут, то там. Но всегда находится какой-нибудь молодой человек, который остановится рядом и начинает нудеть: «уходите отсюда». И не прекращает, пока не уйдем.

Понять их можно, не очень приятно жить, как в зоопарке. Местное, ультра ортодоксальное население, считает, что только они живут правильно и стараются не пересекаться с миром, находящимся за пределами Ста Ворот.




Как оказалось, раньше я переводила название неправильно: Меа Шеарим переводится стократ, а не сто ворот, как я думала раньше. Это взято из цитаты из Ветхого Завета. "И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь."

Как-то незаметно мы завершили круг, вновь оказавшись на Эфиопской улице. Было бы грешно не зайти в эфиопскую церковь, не постучать в барабаны, не отдохнуть в тенечке.

Потом, само собой, погуляли по окрестностям, но не долго: с началом этого праздника всякое движение транспорта прекращается, даже личного. Надо успеть домой.

Tags: israel
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments