marina1824 (marina1824) wrote in middle_east_ru,
marina1824
marina1824
middle_east_ru

Тверия, Галилейское море, древняя синагога, Наби Шуейб и офигенная радуга .

    Итак ,  Вид  из Швейцарского леса ( посажен на деньги еврейской общины Швейцарии) . Галилейское море и Тверия, красива издалека.



  Более двух тысяч лет назад, когда Иудея была частью  Римской Империи,   Ирод Антипа (сын Ирода Великого) построил город Тибериас в честь императора Тиберия - второй римский император из династии Юлиев-Клавдиев , правил с 14 по 37 год, (именно в его правление распяли Иисуса).

   Евреи не хотели селиться здесь, потому как город строили на древних могилах (а это в иудаизме большая проблема, у нас могут запретить стройку, если обнаружены могилы,  и сегодня в Тверии подрядчики придумывают разные фокусы, чтобы при строительстве не задеть могил.)  В результате Ирод Антипа вынужден был платить и обещать дома и земли, тем, кто согласится переехать в новый город.

 После землетрясений и разрушений город отстраивали заново римляне , византийцы , мусульмане и крестоносцы .

В византийский период в этих местах проповедовал Иисус, поэтому сегодня  в Тверии останавливаются паломники, посещая святые для них места вокруг города - Капернаум, Табху, Гору блаженств, где он произнес Нагорную проповедь.  Не написано, что он был в самой Тверии , что вполне возможно -  тогда новую зарождающуюся секту , которая впоследствии станет самой многочисленной религией мира, не приветствовали, а в Тверии были римляне,  так что понятно, почему Иисус не был в городе.

   Тверия один из святых для евреев город, здесь был основан Синедрион, высший судебный орган в древней Иудее , здесь был написан Кодекс Алеппо ( ‏כֶּתֶר אֲרָם צוֹבָא‏‎‎‎ Кетер Арам Цова) -  исследователи  считают это текст наиболее точной версией Библии из-за  очень точного совпадения между самим текстом и списком замечаний, комментариев к нему  (масора , מסורה) , здесь же в Тверии был написал Иерусалимский Талмуд , потому как после изгнания евреев из Иерусалима Тверия стала еврейским духовным центром,  и здесь была разработана система огласовок "никуд" - добавление точек и черточек под -, над - и внутри букв еврейского алфавита. Собственно этой системой мы и пользуемся сейчас. Почему это важно? Для чтения древнееврейских текстов Танаха - Ветхого Завета  cуществовало несколько систем огласовок, что меняло смысл текстов и вызывало споры и разногласия,  простыми словами один и тот же текст с разными огласовками и может иметь разный смысл. Если бы тексты приняли с другими огласовками, они приняли бы другой смысл и иди знай, как выглядело бы сегодня христианство?

     В Тверии  по  традиции находятся могилы еврейских праведников - рабби Акива , каббалист, мудрец, развил большую деятельность в поддержке восстания Бар-Кохбы, и даже  объявил его царем-мессией , в результате был казнен римлянами мучительной и страшной казнью на сцене театра в Кейсарии ; могила Рамба́мa ( ‏רמב"ם‏ ,‎‎‎ Рабби Моше бен Маймон ) - врач, ученый, богослов, толкователь Торы ; могила  рабби Меирa Бааль ХаНес (совершaющий чудеса) . Доказать или опровергнуть достоверность могил не представляется возможным, да и никому это не надо. Это тоже достаточно новое веяние в иудаизме - поклонение могилам , как и изображения людей, но все меняется и религия тоже. Две тысячи лет назад изображения людей были запрещены категорически , а сейчас у многих религиозных людей дома на стенах портреты  праведников  .  А у моих религиозных друзей портретов праведников нет, но зато висит фотография  «Поцелуй у Отель-де-Виль» Робера Дуано ,  что не часто встретишь :)

А уж приблизиться к могиле это самая страшная ритуальная нечистота, которая существует в иудаизме , очиститься от нее можно было только во времена Храма сожжением красной коровы.. Собственно коров сейчас никто не сжигает, храма нет , и очиститься от этого невозможно :)

Вход в здание могилы рабби Меира Бааль-Нес.

Вокруг могил всегда есть рынки, можете приобрести что-нибудь ненужное. Портрет праведника например,




или матрешку .
Во времена крестоносцев Тверия была столицей Княжества Галилеи . Но после того , как Саладин одержал блестящую победу над крестоносцами в битве при Хаттине в 1187 году, и разбил их в пух и прах, город потерял былое величие и важность , пришел в упадок и до сих пор не может придти в себя. Следующие восемьсот лет, во времена мамлюков и Османской империи это была маленькая деревня и только  в 18 веке Правитель Галилеи  דאהר אל-עומר,  Zahir al-Umar al-Zaydani (Дагир , говорит мне википедия , или Захир) , выстроил стену, пригласил раввина Хаима Абулафия  возродить еврейское поселение в городе.
С тех пор в Тверии снова поселились евреи и до 1948 года это был двунациональный город.
В Хамат  Тверия -  национальном парке кроме бассейнов с горячими целебными источниками

найдены остатки нескольких древних синагог, 2-3 век н.э. , разрушенных землетрясениями и снова восстановленных.
На этой фотографии  мозаичный пол одной из них, где обнаружено семь (!) слоев , справа  хорошо виден нижний слой пола, тожe мозаика
Камни натурального цвета, не крашенные - белый, черный, серый, светло-голубой, синий, желты , красный, розовый, оранжевый, коричневый, зеленый (стекло).
Зодиак, совершенно потрясающий,  знаки зодиака вокруг , a а в середине изображение бога Гелиуса..
И хотя в середине мозаика испорчена  - виден след от стены , построенной во время Фатимидского Халифата   (909—1171) , можно восстановить рисунок, ибо похожая мозаика c с теми же мотивами, найдена в синагоги в Бейт-Альфа и Ципори.
Не знаю, почему построили стену , может не видели мозаики или им не было дела до этой красоты..

Вот , для сравнения, мозаика из Бейт Альфа



Хорошо видно разницу в качестве мозаик.  Обратите внимание на игру  света и тени, видно движение фигур,



знаменитая рыба Святого Петра - амнон, которую кажется вытащили из озера и срисовали , настолько реально.


девушки в четырех углах мозаики  с растениями и плодами в руках символизируют времена года. Зима , к примеру, бледная, а у весны даже видно розовые щечки :)



Видимо община в Тверии была более богата, располагала средствами пригласить лучшего мастера, фирму, которая предоставляет высшее качество работы, мозаика в Бейт-Альфа выглядит гораздо скромнее.

 Надпись на греческом языке увековечивает имена тех, кто пожертвовал деньги на строительтво синагоги. Имена греческие :Северус, (написано, что вырос в доме известных князей (властителей) , и часто синагогу называют его именем, )  Юлиус, Максимус..


 В верхней части изображен  cинагогальный ковчег (арон а кодеш) - место, где в каждой синагоге хранят свитки Торы, по краям две Меноры,

Менора, символ иудаизма, она хранилась в Скинии Завета, в Храме , и после разрушения Храма  была увезена римлянами в Рим, судя по барельефу на  Триумфальной арке Тита , и с тех пор судьба ее неизвестна,

картинка из википедии

шофар , этрогим (арба миним, я рассказывала об этом здесь ) .



Традиционные символы иудаизма соседствуют со знаками Зодиака и Гелиусом ,  а как же "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли?" , паганизм, язычество, идолопоклонство.. Иудаизм строго-настрого запрещает молится статуям и картинкам, именно поэтому евреям разрешено молиться в мечети,  но категорически запрещено даже заходить в церкви где полно икон и статуй.  С точки зрения иудаизма   это идолопоклонство...

Судя по всему в то время евреи не так боялись язычества, христианство у евреев не прижилось тоже, наоборот , многие принимали иудаизм , среди известных раввинов есть "геры" - перешедшие в иудаизм, например раби Акива, о котором я писала выше был потомок гера и он не единственный , видимо к таким мозаикам в синагогах остносились как к украшению не имеющему религиозного смысла, не более того.

Я уже как - то рассказывала о музее мозаики "Добрый самаритянин"  , если интересно,  ожно посмотреть там информацию и , конечно, если будете в Израиле, не проезжайте мимо.
Город был построен по всем правилам Римской империи - главные улицы, театр, бани ..
театр приблизительно на 5 тысяч мест, больше театра в Кейсарии , приблизительно такой же, как в Бейт-Шеане ,  недалеко отсюда.

И также как Бейт-Шеане , сидения зрителей ориентированы на север , так, что солнце позади зрителей .  Остается открытым вопрос , что делает римский театр в городе с еврейским населением, известно, что раввины противились этой культуре и делали все возможное , что евреи не ходили в театр. Видимо часть все же не внимала мудрецам, поступала по-своему, как и сегодня ; а может в театре преподавали Тору ? Сегодня тоже верующие собираются на стадионах, чтобы послушать религиозного лидера. А может это было между представлениями? Пока для историков этот вопрос остается открытым.




вдалеке на горе видно город Цфат



 Едем дальше. Виды  радуют глаз




Мы в Наби-Шуейб , о котором я рассказывала здесь , это в двадцати минутах езды от Тверии на запад .

Радуга , которая сопровождала нас на протяжении всего дня, исчезая в тучах и снова появляясь после очередного дождя.








Национальный парк "Хамат Тверия "
открыт летом
с субботу по четверг
с 08:00 до 17:00
 в пятницу и праздничные дни
с 08:00 до 16:00



зимой  (октябрь-март ) соответственно:
с субботу по четверг
с 08:00 до 16:00
 в пятницу и праздничные дни
с 08:00 до 15:00
 билет стоит 7 шекелей ребенку, взрослому 15 .
здесь вся информация на английском
Tags: israel
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments