marina1824 (marina1824) wrote in middle_east_ru,
marina1824
marina1824
middle_east_ru

Тверия, Галилейское море, древняя синагога, Наби Шуейб и офигенная радуга .

    Итак ,  Вид  из Швейцарского леса ( посажен на деньги еврейской общины Швейцарии) . Галилейское море и Тверия, красива издалека.



  Более двух тысяч лет назад, когда Иудея была частью  Римской Империи,   Ирод Антипа (сын Ирода Великого) построил город Тибериас в честь императора Тиберия - второй римский император из династии Юлиев-Клавдиев , правил с 14 по 37 год, (именно в его правление распяли Иисуса).

   Евреи не хотели селиться здесь, потому как город строили на древних могилах (а это в иудаизме большая проблема, у нас могут запретить стройку, если обнаружены могилы,  и сегодня в Тверии подрядчики придумывают разные фокусы, чтобы при строительстве не задеть могил.)  В результате Ирод Антипа вынужден был платить и обещать дома и земли, тем, кто согласится переехать в новый город.

 После землетрясений и разрушений город отстраивали заново римляне , византийцы , мусульмане и крестоносцы .

В византийский период в этих местах проповедовал Иисус, поэтому сегодня  в Тверии останавливаются паломники, посещая святые для них места вокруг города - Капернаум, Табху, Гору блаженств, где он произнес Нагорную проповедь.  Не написано, что он был в самой Тверии , что вполне возможно -  тогда новую зарождающуюся секту , которая впоследствии станет самой многочисленной религией мира, не приветствовали, а в Тверии были римляне,  так что понятно, почему Иисус не был в городе.

   Тверия один из святых для евреев город, здесь был основан Синедрион, высший судебный орган в древней Иудее , здесь был написан Кодекс Алеппо ( ‏כֶּתֶר אֲרָם צוֹבָא‏‎‎‎ Кетер Арам Цова) -  исследователи  считают это текст наиболее точной версией Библии из-за  очень точного совпадения между самим текстом и списком замечаний, комментариев к нему  (масора , מסורה) , здесь же в Тверии был написал Иерусалимский Талмуд , потому как после изгнания евреев из Иерусалима Тверия стала еврейским духовным центром,  и здесь была разработана система огласовок "никуд" - добавление точек и черточек под -, над - и внутри букв еврейского алфавита. Собственно этой системой мы и пользуемся сейчас. Почему это важно? Для чтения древнееврейских текстов Танаха - Ветхого Завета  cуществовало несколько систем огласовок, что меняло смысл текстов и вызывало споры и разногласия,  простыми словами один и тот же текст с разными огласовками и может иметь разный смысл. Если бы тексты приняли с другими огласовками, они приняли бы другой смысл и иди знай, как выглядело бы сегодня христианство?

     В Тверии  по  традиции находятся могилы еврейских праведников - рабби Акива , каббалист, мудрец, развил большую деятельность в поддержке восстания Бар-Кохбы, и даже  объявил его царем-мессией , в результате был казнен римлянами мучительной и страшной казнью на сцене театра в Кейсарии ; могила Рамба́мa ( ‏רמב"ם‏ ,‎‎‎ Рабби Моше бен Маймон ) - врач, ученый, богослов, толкователь Торы ; могила  рабби Меирa Бааль ХаНес (совершaющий чудеса) . Доказать или опровергнуть достоверность могил не представляется возможным, да и никому это не надо. Это тоже достаточно новое веяние в иудаизме - поклонение могилам , как и изображения людей, но все меняется и религия тоже. Две тысячи лет назад изображения людей были запрещены категорически , а сейчас у многих религиозных людей дома на стенах портреты  праведников  .  А у моих религиозных друзей портретов праведников нет, но зато висит фотография  «Поцелуй у Отель-де-Виль» Робера Дуано ,  что не часто встретишь :)

А уж приблизиться к могиле это самая страшная ритуальная нечистота, которая существует в иудаизме , очиститься от нее можно было только во времена Храма сожжением красной коровы.. Собственно коров сейчас никто не сжигает, храма нет , и очиститься от этого невозможно :)

Вход в здание могилы рабби Меира Бааль-Нес.

Вокруг могил всегда есть рынки, можете приобрести что-нибудь ненужное. Портрет праведника например,




или матрешку .
Во времена крестоносцев Тверия была столицей Княжества Галилеи . Но после того , как Саладин одержал блестящую победу над крестоносцами в битве при Хаттине в 1187 году, и разбил их в пух и прах, город потерял былое величие и важность , пришел в упадок и до сих пор не может придти в себя. Следующие восемьсот лет, во времена мамлюков и Османской империи это была маленькая деревня и только  в 18 веке Правитель Галилеи  דאהר אל-עומר,  Zahir al-Umar al-Zaydani (Дагир , говорит мне википедия , или Захир) , выстроил стену, пригласил раввина Хаима Абулафия  возродить еврейское поселение в городе.
С тех пор в Тверии снова поселились евреи и до 1948 года это был двунациональный город.
В Хамат  Тверия -  национальном парке кроме бассейнов с горячими целебными источниками

найдены остатки нескольких древних синагог, 2-3 век н.э. , разрушенных землетрясениями и снова восстановленных.
На этой фотографии  мозаичный пол одной из них, где обнаружено семь (!) слоев , справа  хорошо виден нижний слой пола, тожe мозаика
Камни натурального цвета, не крашенные - белый, черный, серый, светло-голубой, синий, желты , красный, розовый, оранжевый, коричневый, зеленый (стекло).
Зодиак, совершенно потрясающий,  знаки зодиака вокруг , a а в середине изображение бога Гелиуса..
И хотя в середине мозаика испорчена  - виден след от стены , построенной во время Фатимидского Халифата   (909—1171) , можно восстановить рисунок, ибо похожая мозаика c с теми же мотивами, найдена в синагоги в Бейт-Альфа и Ципори.
Не знаю, почему построили стену , может не видели мозаики или им не было дела до этой красоты..

Вот , для сравнения, мозаика из Бейт Альфа



Хорошо видно разницу в качестве мозаик.  Обратите внимание на игру  света и тени, видно движение фигур,



знаменитая рыба Святого Петра - амнон, которую кажется вытащили из озера и срисовали , настолько реально.


девушки в четырех углах мозаики  с растениями и плодами в руках символизируют времена года. Зима , к примеру, бледная, а у весны даже видно розовые щечки :)



Видимо община в Тверии была более богата, располагала средствами пригласить лучшего мастера, фирму, которая предоставляет высшее качество работы, мозаика в Бейт-Альфа выглядит гораздо скромнее.

 Надпись на греческом языке увековечивает имена тех, кто пожертвовал деньги на строительтво синагоги. Имена греческие :Северус, (написано, что вырос в доме известных князей (властителей) , и часто синагогу называют его именем, )  Юлиус, Максимус..


 В верхней части изображен  cинагогальный ковчег (арон а кодеш) - место, где в каждой синагоге хранят свитки Торы, по краям две Меноры,

Менора, символ иудаизма, она хранилась в Скинии Завета, в Храме , и после разрушения Храма  была увезена римлянами в Рим, судя по барельефу на  Триумфальной арке Тита , и с тех пор судьба ее неизвестна,

картинка из википедии

шофар , этрогим (арба миним, я рассказывала об этом здесь ) .



Традиционные символы иудаизма соседствуют со знаками Зодиака и Гелиусом ,  а как же "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли?" , паганизм, язычество, идолопоклонство.. Иудаизм строго-настрого запрещает молится статуям и картинкам, именно поэтому евреям разрешено молиться в мечети,  но категорически запрещено даже заходить в церкви где полно икон и статуй.  С точки зрения иудаизма   это идолопоклонство...

Судя по всему в то время евреи не так боялись язычества, христианство у евреев не прижилось тоже, наоборот , многие принимали иудаизм , среди известных раввинов есть "геры" - перешедшие в иудаизм, например раби Акива, о котором я писала выше был потомок гера и он не единственный , видимо к таким мозаикам в синагогах остносились как к украшению не имеющему религиозного смысла, не более того.

Я уже как - то рассказывала о музее мозаики "Добрый самаритянин"  , если интересно,  ожно посмотреть там информацию и , конечно, если будете в Израиле, не проезжайте мимо.
Город был построен по всем правилам Римской империи - главные улицы, театр, бани ..
театр приблизительно на 5 тысяч мест, больше театра в Кейсарии , приблизительно такой же, как в Бейт-Шеане ,  недалеко отсюда.

И также как Бейт-Шеане , сидения зрителей ориентированы на север , так, что солнце позади зрителей .  Остается открытым вопрос , что делает римский театр в городе с еврейским населением, известно, что раввины противились этой культуре и делали все возможное , что евреи не ходили в театр. Видимо часть все же не внимала мудрецам, поступала по-своему, как и сегодня ; а может в театре преподавали Тору ? Сегодня тоже верующие собираются на стадионах, чтобы послушать религиозного лидера. А может это было между представлениями? Пока для историков этот вопрос остается открытым.




вдалеке на горе видно город Цфат



 Едем дальше. Виды  радуют глаз




Мы в Наби-Шуейб , о котором я рассказывала здесь , это в двадцати минутах езды от Тверии на запад .

Радуга , которая сопровождала нас на протяжении всего дня, исчезая в тучах и снова появляясь после очередного дождя.








Национальный парк "Хамат Тверия "
открыт летом
с субботу по четверг
с 08:00 до 17:00
 в пятницу и праздничные дни
с 08:00 до 16:00



зимой  (октябрь-март ) соответственно:
с субботу по четверг
с 08:00 до 16:00
 в пятницу и праздничные дни
с 08:00 до 15:00
 билет стоит 7 шекелей ребенку, взрослому 15 .
здесь вся информация на английском
Tags: israel
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments